| Из носителей, находящихся в эксплуатации в России, самым мощным является "Протон", который имеет стартовую тягу 900 т. Головной организацией является ракетно-космический центр имени Хруничева (РКЦХ). Четырехступенчатая модификация СЛ-12 носителя "Протон" может доставлять около 4 т полезной нагрузки на геосинхронную переходную орбиту (ГСПО), что примерно на 200 кг больше аналогичной грузоподъемности носителя "Ариан 44LP" и почти на 500 кг меньше, чем у "Ариана 44L". Однако сейчас ведутся работы по модернизации "Протона", чтобы увеличить массу доставляемого им на геосинхронную орбиту груза. В варианте трехступенчатого носителя СЛ-13 "Протон" может выводить 20 т на низкую околоземную орбиту (НОО). Послужной список запусков "Протона" включает 7 выведенных в советское время станций "Салют", станцию "Мир" и все ее модули. За последние пять лет запусков "Протона" уровень его надежности оценивается величиной, превышающей 96%. Расположенный в Москве РКЦХ в состоянии полностью обеспечить сборку примерно 6 носителей коммерческого назначения и 12 "Протонов" по госзаказу в год. Сейчас коммерческий запуск "Протона" стоит свыше 70 млн. долларов, тогда как запуск "Ариана" стоит 70-120 млн. долларов. Всего с 1965 года было осуществлено более 200 запусков носителей типа "Протон", из которых около 90% составили запуски четырехступенчатых носителей на геосинхронную орбиту. Первая ступень "Протона" развивает на старте тягу 900 т с помощью шести двигателей РД-253 тягой 150 т, производимых предприятием "Энергомаш". В качестве окислителя двухкомпонентного топлива двигателей используется четырехокись азота, а в качестве горючего
- несимметричный диметилгидразин (НДМГ). Бак окислителя расположен в центре первой ступени. Каждый из шести двигателей, подвешиваемых вокруг бака окислителя, встроен в свой бак НДМГ. Отделение первой ступени вместе с двигателями происходит спустя 2 минуты после старта и выработки 420 т топлива. На тех же компонентах топлива, что и РД-253, работают и четыре двигателя РД-0210 второй ступени, развивающие суммарную тягу 240 т в течение 3,5 минут работы. Третья ступень, изготавливаемая РКК "Энергия", имеет один двигатель, который вместе с четырьмя верньерными соплами развивает тягу 64 т в течение 4 минут работы. Масса третьей и четвертой ступеней вместе с полезной нагрузкой составляет около 23 т. Четвертая ступень, выводящая нагрузку с промежуточной орбиты на геосинхронную, развивает тягу 8,8 т. Запуски выпускаемых сейчас "Протонов" наносят ущерб окружающей среде безлюдных районов Казахстана в виде упавших первых и вторых ступеней с не до конца выработанным токсичным топливом. Казахстанское правительство обращалось к правительству России с просьбой удалить токсические вещества из обломков упавших ступеней. В модернизированном носителе будет более полная выработка топлива, что снизит токсическое воздействие на окружающую среду. Двигатели первой ступени "Протона М" будут иметь повышенную на 7% удельную тягу. "Протон М" будет также оснащен цифровой навигационной системой, что расширит возможности по доставке спутников на орбиту. В отличие от выпускаемых "Протонов", на которые может устанавливаться в качестве четвертой ступени только "Блок ДМ", изготавливаемый РКК "Энергия", на "Протон М" можно будет устанавливать разработанную в РКЦХ четвертую ступень "Бриз М". Двигатель "Бриз К" для этой ступени уже прошел летные испытания на переоборудованной для коммерческих запусков МБР "Рокот". В компоновке с четвертой ступенью "Бриз М" все четыре ступени носителя "Протон М" будут находиться под конструкторским надзором РКЦХ. Модернизированный носитель вместе с новой четвертой ступенью позволит выводить на ГСПО около 5,5 т полезной нагрузки, что примерно на 1,5 т больше, чем обычный "Протон". | | | | |