| Ракета-носитель "Циклон-2" разработана в ОКБ-586 (ныне Конструкторское бюро "Южное") под руководством Михаила Кузьмича Янгеля на базе тяжелой глобальной ракеты Р-36 (орбитальной). Постановление правительства о создании ракеты Р-36-О вышло 16 апреля 1962 года, а в декабре 1965 года начались ее летно-конструкторские испытания. В ноябре 1969 года эта ракета была принята на вооружение. Глобальной она называлась потому, что была способна выводить головные части (ГЧ) на орбиту ИСЗ и обеспечивать их доставку к цели путем торможения ГЧ в заданный момент времени полета по круговой орбите ИСЗ. Ракета Р-36-О использовала самовоспламеняющиеся компоненты топлива (АТ+НДМГ) и при своем создании потеснила последнюю боевую ракету С.П. Королева - глобальную ГР-1. Помимо орбитального варианта ракеты правительственным постановлением 1962 года предусматривалась разработка и тяжелой межконтинентальной ракеты Р-36. Ее ЛКИ начались в 1963 году на Байконуре, а серийное производство - в декабре 1965 года. Ракеты Р-36 и Р-36-О послужили основой для создания космических носителей для запуска спутников военного назначения. Эскизное проектирование этих носителей, получивших впоследствии названия "Циклон" (по терминологии КБЮ "Циклон-2А") и "Циклон-2", началось в марте 1966 года. Летно-конструкторские испытания РН "Циклон" начались в августе 1967 года (было 8 пусков, все успешные), а РН "Циклон-2" - в августе 1969 года. В дальнейшем применялась только РН "Циклон-2". Данный носитель отличается беспрецедентной надежностью. К 1 июля 1997 года запущено 101 РН. Все пуски - успешные. 2 января 1970 года было принято постановление о разработке трехступенчатого варианта носителя на базе РН "Циклон-2" и ступени С5М. Его ЛКИ проходили с 24 июня 1977 года по 12 февраля 1979 года (было 6 пусков) на космодроме Плесецк. "Циклон-3" был принят на вооружение и до сих пор эксплуатируется ВКС. При создании ракетно-космического комплекса "Циклон" были внедрены новые подходы к организации работ по подготовке к пуску РН. Толчком к этому послужила страшная трагедия, разыгравшаяся 24 октября 1960 года на 41-й площадке Байконура при подготовке к пуску прототипа стратегической ракеты Р-16, разработанной в КБЮ. При взрыве ракеты на старте сгорели 59 человек, включая Главкома РВСН, Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. Еще 32 ракетчика скончались от ожогов в госпитале. Чудом оставшийся тогда в живых М.К. Янгель сформулировал упорно внедряемую затем в жизнь КБЮ концепцию "безлюдного" старта, нашедшую яркое воплощение в комплексах "Циклона" и "Зенита". Совместно с разработчиком стартового комплекса - КБ Транспортного машиностроения - днепропетровским конструкторам удалось полностью автоматизировать процесс подготовки и пуска этих РН. Создание автоматизированного ракетно-космического комплекса "Циклон" вывело отечественное космическое ракетостроение к середине 60-х годов на новый качественный уровень. И до настоящего времени этот комплекс не имеет аналогов за рубежом по своим эксплуатационным характеристикам. Стартовый и технический комплексы РН "Циклон-2" были развернуты на площадках 90 и 92 "левого" фланга космодрома Байконур. На них ранее проходила ЛКИ ракета УР-200, разработанная в фирме В.Н. Челомея. А для ракеты-носителя "Циклон-3" наземный комплекс был развернут на космодроме Плесецк. Производство всех основных элементов добротных РН "Циклон-2" и "Циклон-3" осуществляется на Украине - конструкции и ДУ в Днепропетровске, а системы управления - в Харькове. Это обстоятельство в современных условиях делает перспективы РН "Циклон-2" и "Циклон-3" достаточно туманными. Начало летно-конструкторских испытаний - 1968 год. Проведено пусков - всего 123, все успешно.
Характеристики РН "Циклон-2"
Стартовая масса, т - 176. Сухая масса (с головным обтекателем), т
- 11,6. Масса полезного груза, выводимая на круговую орбиту высотой 200 км с наклонением 51 град., т 2,9. Длина (без головного блока), м
- 28,3. Наибольший поперечный размер, м - 3,6. Количество ступеней
- 2. Первая ступень Компоненты топлива: - окислитель АТ; - горючее НДМГ. Стартовая масса, т
- 122,3. Сухая масса, т - 6,4. Длина, м - 18,9. Наибольший поперечный размер, м
- 3,6. Диаметр топливных баков, м - 3,0. Маршевый двигатель - РД-261. Тяга на Земле, кН
- 2364. Тяга в пустоте, кН - 2643. Удельный импульс на Земле, Нс/кг
- 2645. Удельный импульс в пустоте, Нс/кг - 2957. Рулевой двигатель
- РД-68М. Тяга на Земле, кН - 285. Тяга в пустоте, кН - 328. Удельный импульс на Земле, Нс/кг
- 2492. Удельный импульс в пустоте, Нс/кг - 2865. Продолжительность работы маршевого ЖРД, с
- 120. Продолжительность работы рулевого ЖРД, с - до 125. Вторая ступень Компоненты топлива: - окислитель АТ; - горючее НДМГ. Стартовая масса, т
- 49,3. Сухая масса, т - 3,7. Длина, м - 9,4. Наибольший поперечный размер, м
- 3,45. Диаметр топливных баков, м - 3,0. Маршевый двигатель - РД-262. Тяга в пустоте, кН
- 941. Удельный импульс в пустоте, Нс/кг - 3116. Рулевой двигатель
- РД-69М. Тяга в пустоте, кН - 54,3. Удельный импульс в пустоте, Нс/кг
- 2752. Продолжительность работы маршевого ЖРД, с - 160. Продолжительность работы рулевого ЖРД, с
- до 163. Точность выведения: по высоте, км - до 30; по периоду обращения, с
- до 15; по углу наклонения орбиты, угловых минут - до 4. | | | | |