| Многоцелевая система
"МАКС" обладает рядом принципиальных преимуществ. Это, в первую очередь, возможность выведения нагрузок на орбиты любого наклонения, высокая оперативность и низкая стоимость применения и отсутствие необходимости отчуждения земель под поля падения элементов конструкции. В отличие от ракетных систем, привязанных к стартовым площадкам немногочисленных космодромов и ограниченных в выборе орбит,
"МАКС" может применяться для аварийного спасения экипажей космических объектов или для срочной разведки районов техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. К реализации проекта
"МАКС" НПО "Молния" приступило в 80-х годах, ещё до первого полёта "Бурана", используя при этом опыт и результаты работ по проекту "Спираль", по экспериментальным аппаратам "Бор", и "Бурану".
В настоящее время уже проработаны основные элементы конструкции орбитальной ступени, изготовлен макет внешнего топливного бака, существует значительный задел по двигательным установкам. Система
"МАКС" состоит из дозвукового самолёта-носителя и установленной на нём орбитальной ступени с внешним топливным баком. В качестве первой ступени
"МАКС" используется самолёт Ан-225 "Мрия", первоначально предназначавшийся для транспортировки "Бурана". По вариантам второй ступени система имеет 3 модификации:
"МАКС-ОС", "МАКС-Т" и "МАКС-М". 2-ая ступень "МАКС-ОС" состоит из орбитального самолёта многоразового использования и одноразового топливного бака. Маршевая двигательная установка включает в себя
2 двигателя РД-701, работающих на 3-х компонентном топливе (жидкий водород,
керосин и жидкий кислород). Базовый пилотируемый вариант самолёта "МАКС-ОС" имеет кабину для двух членов экипажа. Разработаны варианты самолёта
"МАКС-ОС" для транспортно-технического обеспечения орбитальных станций. Вариант ТТО-1 оборудован стыковочным модулем и второй герметичной кабиной на четырёх человек. Вариант ТТО-2 предназначен для доставки в негерметичном отсеке оборудования, устанавливаемого на наружной стороне орбитальных станций. Для выведения на орбиту тяжёлых (до 18 тонн) полезных нагрузок предназначена модификация
"МАКС-Т", имеющая вторую беспилотную ступень одноразового применения. В ней используется тот же внешний топливный бак, что и в
"МАКС-ОС", на котором вместо орбитального самолёта установлен маршевый двигатель с полезным грузом, закрытым обтекателем. Вторая ступень
"МАКС-М" представляет собой многоразовый беспилотный орбитальный самолёт. Топливные баки
"МАКС-М" включены в конструкцию самолёта. "МАКС-М", разработка которого связана с решением сложных технологических проблем, рассматривается как возможное направление дальнейшего, после разработки первых двух модификаций, развития концепции
"МАКС". "МАКС-ОС", -Т и -М должны, по мере создания, вводиться в совместную эксплуатацию на основе единых самолёта-носителя и наземной инфраструктуры. Многоразовое применение их составных элементов и высокая степень унификации орбитальных ступеней обеспечивают достижение основной для разработчиков цели - многократного, по сравнению с существующими системами, снижения стоимости транспортных космических операций. Для снижения технического риска создания полномасштабной
"МАКС" и для равномерного распределения во времени финансовых затрат признана необходимой опережающая разработка сравнительно недорогой экспериментальной системы-демонстратора технологий. Исследования по первому варианту демонстратора RADEM проводились в 1993-94 годах НПО "Молния" совместно с фирмами "Бритиш Аэроспейс", АНТК Антонов и ЦАГИ по заказу Европейского космического агентства (ESA). Современный вариант демонстратора
"МАКС-Д" также разработан с использованием задела по RADEM и на базе конструкции и аэродинамической компоновки
"МАКС-ОС". Взлётная масса экспериментального самолёта - 62,3 т, посадочная - 12,8 т. В отличие от RADEM в суборбитальном самолёте
"МАКС-Д" маршевая двигательная установка состоит лишь из одного кислородно-керосинового двигателя, что не только упрощает проект, но и, при заданных объёмах баков, повышает энергетические возможности демонстратора. Предусмотрена широкая унификация бортовых систем самолётов
"МАКС-Д" и "МАКС-ОС". При помощи демонстратора будут отработаны технологии и элементы системы выведения
"МАКС" и исследованы в реальных условиях предстартовый манёвр носителя, разделение ступеней, начальный участок выведения и автоматическая посадка орбитальной ступени. Помимо этого он может быть использован как летающая лаборатория для испытания перспективных воздушно-реактивных двигателей. Принятой концепцией
"МАКС-Д" предусмотрена возможность использования ее для выведения на орбиту малых полезных нагрузок. Для этого система дополняется ракетной ступенью. Многоцелевые авиационно-космические системы разрабатываются сейчас во многих странах, однако, по мнению ряда зарубежных специалистов, Россия продвинулась на этом пути дальше своих конкурентов. Обладание такой системой, как
"МАКС", помогло бы ей в начале нового века занять твёрдые позиции на рынке космических услуг. | | | |