Назад Домашняя Вверх


 

система "Спираль"
первый ИСЗ
полёт на Марс
"Аэлита"
"Ангара"
"Бурлак"
"Космос-3м"
ракета "Н-1"
"Протон"
"Протон-М"
"Рокот"
истребитель ИСЗ
"Старт-1.2"
"Зенит"
"Циклон"
пуск под водой
бомбардировка
"Янтарь"
ЛА "Бор"
"Энергия-Буран"
"Зенит-2"
"Буря" и "Буран"
дальномеры
"Луноход-1"
станция "Мир"
система "Макс"
 

Многоцелевая авиационно-космическая система "МАКС"

 

 

 

Многоцелевая система "МАКС" обладает рядом принципиальных преимуществ. Это, в первую очередь, возможность выведения нагрузок на орбиты любого наклонения, высокая оперативность и низкая стоимость применения и отсутствие необходимости отчуждения земель под поля падения элементов конструкции.

В отличие от ракетных систем, привязанных к стартовым площадкам немногочисленных космодромов и ограниченных в выборе орбит, "МАКС" может применяться для аварийного спасения экипажей космических объектов или для срочной разведки районов техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

К реализации проекта "МАКС" НПО "Молния" приступило в 80-х годах, ещё до первого полёта "Бурана", используя при этом опыт и результаты работ по проекту "Спираль", по экспериментальным аппаратам "Бор", и "Бурану". В настоящее время уже проработаны основные элементы конструкции орбитальной ступени, изготовлен макет внешнего топливного бака, существует значительный задел по двигательным установкам.

Система "МАКС" состоит из дозвукового самолёта-носителя и установленной на нём орбитальной ступени с внешним топливным баком. В качестве первой ступени "МАКС" используется самолёт Ан-225 "Мрия", первоначально предназначавшийся для транспортировки "Бурана". По вариантам второй ступени система имеет 3 модификации: "МАКС-ОС", "МАКС-Т" и "МАКС-М".

2-ая ступень "МАКС-ОС" состоит из орбитального самолёта многоразового использования и одноразового топливного бака. Маршевая двигательная установка включает в себя 2 двигателя РД-701, работающих на 3-х компонентном топливе (жидкий водород, керосин и жидкий кислород). Базовый пилотируемый вариант самолёта "МАКС-ОС" имеет кабину для двух членов экипажа.

Разработаны варианты самолёта "МАКС-ОС" для транспортно-технического обеспечения орбитальных станций. Вариант ТТО-1 оборудован стыковочным модулем и второй герметичной кабиной на четырёх человек. Вариант ТТО-2 предназначен для доставки в негерметичном отсеке оборудования, устанавливаемого на наружной стороне орбитальных станций.

Для выведения на орбиту тяжёлых (до 18 тонн) полезных нагрузок предназначена модификация "МАКС-Т", имеющая вторую беспилотную ступень одноразового применения. В ней используется тот же внешний топливный бак, что и в "МАКС-ОС", на котором вместо орбитального самолёта установлен маршевый двигатель с полезным грузом, закрытым обтекателем.

Вторая ступень "МАКС-М" представляет собой многоразовый беспилотный орбитальный самолёт. Топливные баки "МАКС-М" включены в конструкцию самолёта.

"МАКС-М", разработка которого связана с решением сложных технологических проблем,  рассматривается как возможное направление дальнейшего, после разработки первых двух модификаций, развития концепции "МАКС".

"МАКС-ОС", -Т и -М должны, по мере создания, вводиться в совместную эксплуатацию на основе единых самолёта-носителя и наземной инфраструктуры. Многоразовое применение их составных элементов и высокая степень унификации орбитальных ступеней обеспечивают достижение основной для разработчиков цели - многократного, по сравнению с существующими системами, снижения стоимости транспортных космических операций.

Для снижения технического риска создания полномасштабной "МАКС" и для равномерного распределения во времени финансовых затрат признана необходимой опережающая разработка сравнительно недорогой экспериментальной системы-демонстратора технологий.

Исследования по первому варианту демонстратора RADEM проводились в 1993-94 годах НПО "Молния" совместно с фирмами "Бритиш Аэроспейс", АНТК Антонов и ЦАГИ по заказу Европейского космического агентства (ESA).

Современный вариант демонстратора "МАКС-Д" также разработан с использованием задела по RADEM и на базе конструкции и аэродинамической компоновки "МАКС-ОС". Взлётная масса экспериментального самолёта - 62,3 т, посадочная - 12,8 т. В отличие от RADEM в суборбитальном самолёте "МАКС-Д" маршевая двигательная установка состоит лишь из одного кислородно-керосинового двигателя, что не только упрощает проект, но и, при заданных объёмах баков, повышает энергетические возможности демонстратора. Предусмотрена широкая унификация бортовых систем самолётов "МАКС-Д" и "МАКС-ОС".

При помощи демонстратора будут отработаны технологии и элементы системы выведения "МАКС" и исследованы в реальных условиях предстартовый манёвр носителя, разделение ступеней, начальный участок выведения и автоматическая посадка орбитальной ступени. Помимо этого он может быть использован как летающая лаборатория для испытания перспективных воздушно-реактивных двигателей.

Принятой концепцией "МАКС-Д" предусмотрена возможность использования ее для выведения на орбиту малых полезных нагрузок. Для этого система дополняется ракетной ступенью.

Многоцелевые авиационно-космические системы разрабатываются сейчас во многих странах, однако, по мнению ряда зарубежных специалистов, Россия продвинулась на этом пути дальше своих конкурентов. Обладание такой системой, как "МАКС", помогло бы ей в начале нового века занять твёрдые позиции на рынке космических услуг.

 

 
   

Назад Домашняя Вверх


© [Байконур-INFO], 2007. Все права защищены.
Последнее изменение: 25.02.2007 16:14:54 +0300.

 

   

 

Hosted by uCoz